Как ломается наша система
мотивации
Мы -
существа социальные. И с детства приучены сравнивать себя с другими. Навряд ли
вы помните, но совершенно точно уже в детском саду слышали фразу:
"Посмотри, Вася уже доел кашу, какой он молодец, а ты все ложкой по
тарелке возишь."
Потом оценки
в школе. К ним относились по-разному. Но никого из детей оценки не оставляют
равнодушными. Плюс слова родителей. Это внешние факторы.
А было еще
наше внутреннее восприятие. Ощущение того, справедливо поставили оценку или
нет. Понимание того, что по нашему представлению у нас получается лучше, а что
хуже. Наше собственное сравнение себя с одноклассниками.
Непросто и
не быстро складывается то представление, та модель, как мы оцениваем себя.
Это очень
важно для учебы. Если человек (и не важно, сколько ему лет) уверен, что в этом
деле он может достичь успеха, то прогресс будет. И самое главное, - мотивация
не бросать начатое будет стабильно высокой.
Если же
взялся за что-то полезное (например учить иностранный язык), но сначала
наткнулся на то, что не понимаю, что тут вообще написано. Потом оказалось, что
пытаться повторять незнакомые звуки не так просто и не так весело, как хотелось
бы. Потом получил двойку. Потом слова, которые ты даже не знаешь, как
произнести надо выучить и уметь и писать, и применять правильно. Плюс
недовольство родителей.
В такой
ситуации физиологически мозг начинает спасаться бегством. Человек уже
объективно не может заставить себя смотреть на весь этот непонятный ужас. Какое
уж тут удовольствие от учебы. Силы воли и внешнего кнута хватает только на то,
чтобы на минимальном уровне выполнять самое легкое, лишь бы побыстрее оставили
в покое.
И вместо
внутреннего роста своих навыков и радости от победы и нового умения получаем
устойчивое внутреннее сопротивление.
В большой
степени именно из-за этого с детьми заниматься иностранным языком проще, чем со
взрослыми. У детей система оценки своих способностей еще гибкая. Они еще
верят, что если постараться, то у них достаточно способностей учиться.
У многих взрослых
людей проблема в изучении иностранного языка оказывается именно в сфере
мотивации.
Это не
значит, что теперь ничего нельзя сделать. Наоборот, понимая, что пошло "не
так", можно заново выстроить свою личную дорогу успеха.
все правильно.У детей память гибче,а у взрослых надо приложить немалые усилия и если без мотивации, то не пойдет:)))
ОтветитьУдалитьЭто точно.
УдалитьНужно сравнивать себя сегодняшнего с себя вчерашним. Но не с другими людьми.
ОтветитьУдалитьОчень хорошо сказано.
Удалить