пятница, 22 марта 2019 г.

Непростая дорога к успеху



Как ломается наша система мотивации

Мы - существа социальные. И с детства приучены сравнивать себя с другими. Навряд ли вы помните, но совершенно точно уже в детском саду слышали фразу: "Посмотри, Вася уже доел кашу, какой он молодец, а ты все ложкой по тарелке возишь."


Потом оценки в школе. К ним относились по-разному. Но никого из детей оценки не оставляют равнодушными. Плюс слова родителей. Это внешние факторы.

А было еще наше внутреннее восприятие. Ощущение того, справедливо поставили оценку или нет. Понимание того, что по нашему представлению у нас получается лучше, а что хуже. Наше собственное сравнение себя с одноклассниками.

Непросто и не быстро складывается то представление, та модель, как мы оцениваем себя.

Это очень важно для учебы. Если человек (и не важно, сколько ему лет) уверен, что в этом деле он может достичь успеха, то прогресс будет. И самое главное, - мотивация не бросать начатое будет стабильно высокой.

Если же взялся за что-то полезное (например учить иностранный язык), но сначала наткнулся на то, что не понимаю, что тут вообще написано. Потом оказалось, что пытаться повторять незнакомые звуки не так просто и не так весело, как хотелось бы. Потом получил двойку. Потом слова, которые ты даже не знаешь, как произнести надо выучить и уметь и писать, и применять правильно. Плюс недовольство родителей.


Картина Гарольда Коппинга «Двоечник»

В такой ситуации физиологически мозг начинает спасаться бегством. Человек уже объективно не может заставить себя смотреть на весь этот непонятный ужас. Какое уж тут удовольствие от учебы. Силы воли и внешнего кнута хватает только на то, чтобы на минимальном уровне выполнять самое легкое, лишь бы побыстрее оставили в покое.

И вместо внутреннего роста своих навыков и радости от победы и нового умения получаем устойчивое внутреннее сопротивление.

В большой степени именно из-за этого с детьми заниматься иностранным языком проще, чем со взрослыми. У детей система оценки своих способностей еще гибкая. Они еще верят, что если постараться, то у них достаточно способностей учиться.

У многих взрослых людей проблема в изучении иностранного языка оказывается именно в сфере мотивации.

Это не значит, что теперь ничего нельзя сделать. Наоборот, понимая, что пошло "не так", можно заново выстроить свою личную дорогу успеха.

4 комментария:

  1. все правильно.У детей память гибче,а у взрослых надо приложить немалые усилия и если без мотивации, то не пойдет:)))

    ОтветитьУдалить
  2. Нужно сравнивать себя сегодняшнего с себя вчерашним. Но не с другими людьми.

    ОтветитьУдалить