Почему
ошибки - это хорошо
Ошибаться
больно. Никто не любит чувствовать себя идиотом. А тут чувствуешь. Особенно
обидно, когда видишь в тексте слово, знаешь, что знаешь это слово. А правильный
вариант в нужное время в голове не проявляется.
Спотыкаться
в пятый раз на одном и том же месте - это жестокое испытание. Которое
приходится проходить снова и снова, когда учишь новый язык.
Сейчас я
расскажу вам кое-что, что не избавит вас от ошибок, но поможет относиться к ним
чуть спокойнее.
Когда мы
делаем первые шаги, то проявляем мало свободы. Мы крепко держимся за стеночку.
Стараемся контролировать каждое движение. Стараемся как можем. Максимально
напрягаемся. И почти не падаем.
Когда учим
новое слово, мы можем удержать его в памяти усилием воли. Мы можем аккуратно
несколько раз повторить его правильно, если делаем это внимательно. Мы можем
узнать и прочитать его без ошибок в учебном тексте. Если предварительно
повторим выученное и сосредоточимся на том, что делаем.
Кажется все
идет неплохо. Верим в прогресс.
Мы думаем,
что уже умеем ходить. Теперь хочется двигаться дальше. Ребенку полтора года. Он
уже хорошо ходит сам. Уже и забыл, как делал первые шаги, держась за стеночку.
И вот он на прогулке видит кошку, бежит за ней. И падает. В громком плаче,
который последует за этом смешаны и боль и обида. Но как?!!! Почему мои ноги
меня не слушаются???
Почему
простое слово, которое я точно знаю, что знаю, я не могу вспомнит, что оно
значит здесь? Почему больше всего ошибок в произношении именно в тех словах,
которые кажется уже давно выучили? Обычно все ругают плохую память.
Хорошая
новость в том, что с памятью все в порядке.
Происходит
вот что:
- Мы впервые
слышим слово, медленно и аккуратно за учителем его повторяем. Тут ошибок нет.
- Мы учим
перевод. Несколько раз повторяем слово и перевод. Тут ошибок тоже нет.
- Мы учим,
как это слово пишется. Пару строчек внимательно пишем слово. Тут тоже мало
шансов ошибиться.
- Мы выучили
слово, делаем упражнение. Если забыли слово, переходим к первому пункту. Все
идет по плану. Все кажется неплохо.
- А теперь
мы открываем обычный текст и начинаем читать. (Про устный живой разговор я пока
вообще молчу.) Именно здесь вылезают все ошибки. И хорошо еще, если есть
возможность из вовремя, т.е. сразу заметить и исправить.
Давайте
разбираться. Мозг получил знания. А теперь он получил свободу пользоваться
этими знаниями. И он погнался за смыслом. ему сейчас не до того, чтобы
контролировать каждый шаг. Как правильно произносить каждое слово, куда ставить
язык, чтобы звук был не русский, а тот, который нужен, какое более подходящее и
точное значение слова можно подобрать...
Для мозга
поймать смысл, понять общее впечатление от написанного или услышанного гораздо
интереснее. Он пытается подняться на новый уровень, пробует взлететь над
скучными техническими деталями. Так проявляется творчество.
Понимаете?
Если начали делать ошибки, это означает, что мозг готов переходить на новый
уровень. Он готов в выбранном направлении развиваться дальше. Ошибки хорошо
показывают, что первичные навыки уже усвоены. Ходить уже научились. Пора
включать творчество в свою жизнь и учиться ловить понимание.
Пора учиться
бегать. Но делать это нужно правильно. Нужно вовремя отслеживать ошибки, чтобы
получить не просто свободу и легкость, но и мастерство и перестать спотыкаться
о камешки, перестать падать и разбивать коленки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий